Планируются поправки в НК РФ, предусматривающие налоговые льготы для резидентов российских офшоров        на о. Октябрьский и о. Русский

Минфин продолжает работать над законопроектом, который позволит поменять практику налогообложения международных компаний. Для резидентов специальных административных районов хотят предусмотреть дополнительные льготы

Хилиманюк Владимир Геннадьевич
09.09.2020

Чтобы «компенсировать» закрытие зарубежных офшоров и «улучшить деловой климат» в РФ, чиновники придумали налоговые льготы для резидентов российских офшоров на о. Октябрьский и о. Русский

Коротко из истории вопроса

В августе 2018 года на острове Русский в Приморском крае и острове Октябрьский в Калининградской области в соответствии с Федеральным законом от 3 августа 2018 г. N 291-ФЗ были созданы специальные административные районы (САР) с особыми условиями налогообложения для иностранных компаний. Создание таких зон тесно связано с реализуемой российскими властями программой амнистии капиталов.


В соответствии с новеллами законодательства (в частности N 291-ФЗ) зарегистрироваться на территории САР могут юридические лица, получившие статус международной компании. К ним предъявляется ряд требований: резидентом САР может стать зарубежная коммерческая корпоративная организация, которая приняла решение об изменения своего личного закона. Компания должна быть зарегистрирована в России и вести деятельность в нескольких государствах, включая РФ. Кроме того, компания должна инвестировать в РФ не меньше 50 миллионов рублей в течение 6 месяцев с момента официальной регистрации, а также должна быть создана в государстве — члене или наблюдателе Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег или члене Комитета экспертов Совета Европы по оценке мер противодействия отмыванию денег и финансирования терроризма.


Помимо приведенных выше условий, для получения налоговых льгот САР международная компания должна получить статус международной холдинговой компании (МБХ), условия которого изложены в ст. 24.2. Налогового кодекса РФ (введена Федеральным законом от 03.08.2018 N 294-ФЗ).

Одновременно, в августе 2018 г. в главу 25 Налогового кодекса РФ были внесены значительные изменения предусматривающие налоговые льготы для международных холдинговых компаний, резидентов САР.

Однако власти не остановились на достигнутом и продолжают разрабатывают дополнительные преференции для резидентов САР в целях более активной редомициляции (замена места регистрации) иностранных компаний в РФ. Проще говоря, которые по мнению чиновников привлекут «капиталы» из закрываемых ныне иностранных офшоров.

Так, в августе 2020 года был опубликован законопроект Минфина, меняющий практику налогообложения международных компаний. Для резидентов специальных административных районов предусмотрели дополнительные льготы, в частности, распространение действующей налоговой льготы на все международные холдинговые компании, а также освобождение от налогообложения некоторых категорий налогоплательщиков.

Сразу оговоримся, 21.08.2020, через несколько дней после публикации, законопроект удалили с официального портала НПА. Представители Минфина пояснили, что законопроект вновь опубликуют после доработки, которая потребовалась в связи с успешными переговорами об изменении налогового соглашения с Кипром.











Вместе с тем, для понимания вектора движения измерений нормативного регулирования налоговых льгот для резидентов САР рассмотрим изменения, которые хотел предложить Минфин.

Налоговая ставка 5% на дивиденды

На сегодняшний день налоговая ставка 5% применяется только к дивидендам публичных международных холдинговых компаний. Для остальных компаний ставка равна 15%. Законопроект предлагает распространить ставку налога в 5 % на прибыль по дивидендам, выплачиваемым всеми международными холдинговыми компаниями, а не только публичными.


Важно отметить, что льгота предусмотрена именно для компаний, имеющих статус МХК. Следовательно, компания должна быть создана до 01.01.2018 года и зарегистрирована в САР в порядке редомициляции, а ее контролирующие лица должны приобрести соответствующий статус до 01.01.2017 года (требования ст. 24.2. НК РФ).


При этом законопроект не изменил действующих правил предоставления льготы. Для применения пониженной налоговой ставки инвестор, имеющий долю прямого участия в МХК более 5 %, должен подтвердить налоговому агенту фактическое право на получение дохода. Срок применения льготы также не поменялся, применять налоговую ставку в 5 % предлагается к дивидендам МХК, полученным до 1 января 2029 года.

Новые условия для подразделений международных компаний

Кроме пониженной ставки налога на прибыль для МХК, предложили освободить от налогов доходы иностранных филиалов международных компаний. Однако для такого освобождения предусмотрели условия:


  • через подразделение компания реализует проекты по добыче полезных ископаемых по договорам на условиях риска. При этом на добычу полезных ископаемых должно приходиться не менее 90% дохода;
  • подразделение является активным, пассивный доход филиала не превышает 20%.

    Правом на льготы предлагается наделить компании, соответствующие хотя бы одному из вышеуказанных условий.


    Отметим, что предпосылкой к разработке законопроекта стал план по внесению изменений в НК РФ в части введения льготы по дивидендам и освобождения от налогов иностранных филиалов международных компаний, утвержденной Правительством в «дорожной карте» по трансформации делового климата (Распоряжение Правительства РФ от 2 июля 2020 года №1723-р).


    Кроме перечисленных в статье изменений «дорожная карта» предусматривает обеспечение нормативного регулирования нереализованных курсовых разниц участников САР, которые не учитываются для целей налогообложения прибыли. Однако законопроекты, предлагающие такие изменения, пока не опубликованы.


    Отметим, что в настоящий момент российские офшоры остаются малонаселенными. По данным Министерства экономического развития РФ, по состоянию на 13.07.2020 в САР зарегистрировалась 31 компания. От запланированных поправок в НК РФ законодатель ожидает повышения привлекательности САР, об этом на своем сайте сообщает Минфин:

    Министерство экономического развития Российской Федерации

    Предполагается, что к концу 2020 года число резидентов САР увеличится до 40, так как новые условия могут стать выгодными для некоторых категорий инвесторов, особенно на фоне изменения Соглашений "Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал" с Кипром и другими популярными у инвесторов государствами.

    В заключение отметим, что для изменения инвестиционного климата в России законодателям нужно предложить бизнесу действительного выгодные условия. В настоящий момент предпосылок к заметному изменению ситуации с пустующими российскими офшорами не имеется. Изначально введенные жесткие ограничения, в том числе по дате создания иностранной компании 01.01.2018 года, а так же приобретения статуса ее контролирующими лицам (до 01.01.2017 года), как и иные требования ст. 24.2. НК РФ, резко сужают круг возможных претендентов на резиденство в российский офшорах и заставят инвесторов искать обходные пути по снижению налоговой нагрузки.

    На наш взгляд, предложенные Минфином меры больше направлены на видимость компенсации последствий пересмотра соглашений с Кипром и иными популярными юрисдикциями, чем на реальное формирование благоприятной инвестиционной среды САР.